понедельник, 23 июля 2012 г.

Крепкие пальцы на горле медийной инновации

Современное технологическое развитие резко увеличило скорость принимаемых решений и, соответственно, реализуемых проектов. То, что раньше происходило годами, сегодня можно (и нужно) воплощать в течение одной-двух недель. «Модель газеты должна меняться один раз в семь лет», - любил приговаривать верстальщик одной из городских газет, объясняя свое нежелание вносить коррективы. Что в результате? Смена модели иногда приводит к конфронтации со стороны читателей. Модель не менялась настолько долго, что к ней успели не только привыкнуть, но и прикипеть. А такие гайки без дополнительных приспособлений или дедушкиных секретов повернуть не так-то просто.
На мой взгляд, инновационная модель современных газет должна включать в себя постоянное обучение и самообучение. Система образования тоже претерпела свои серьезные методологические и визуальные изменения. И, откровенно говоря, в медийной среде нестоличных территорий не так много специалистов, которые параллельно выпускают продукты и пытаются предугадывать или формировать будущее. 
Есть тезис, за который меня часто бьют. И есть пример, который мне очень нравится. В былые времена, ежегодно, в одно и то же время, я выбирался в столицу на крупнейшую автомобильную выставку страны. И стал отмечать такую тенденцию: что модно на улицах Москвы, то примерно через год окажется в родном Миассе. Особенно наглядно научила меня ситуация с легендарным телефоном Nokia 3310, который я за более компактную цену приобрел в столице. Продавщица предложила мне вместе с телефоном приобрести аксессуар – шнурок, который надевается на шею, что позволяло носить мобилу на груди (помните такой?). Явление носить сотовый «на пузе» тогда и в Москве только-только набирало обороты, однако это не помешало мне приобрести «понтовый» аксессуар.
В родном городе меня, мягко говоря, не поняли. Друзья изрядно, в ежедневном режиме, потешались над «удавкой», «поводком», «хомутом». В итоге телефон на шнурке я носить не перестал, но делал уже не НАД верхней одеждой, а ПОД нею. Однако ровно через год, когда я свой аксессуар уже отправил на отдых,  80 % населения родного города носила телефоны… на шнурке. А ведь так разобраться, я, понимая, что будет происходить примерно через год, мог извлечь из этого серьезную выгоду.
Пример справедлив, если его спроецировать на медиа городов и районов. Тенденции, которые захватывают в настоящее время столицу, через определенный промежуток придут и в провинцию. Да, возможно, скорректированные, и скорректированные серьезно. Да, с учетом технологической готовности провинции. Да, волны инновации дойдут не все без исключения. Но дойдут. А некоторые – столь же стремительно, как мобильная связь. Поэтому крайне необходимо четко отслеживать тенденции и пытаться из примерять на свои условные Копейск, Пласт или Октябрьский район. 
Маркетологи утверждают, что в семь раз дешевле удержать старого клиента, чем приобрести нового. Думаю, эта пропорция справедлива и в другом контексте. В семь раз дешевле завоевать и удержать пустующую перспективную нишу, чем потом вышибать из нее какого-нибудь «пионера». И когда я слышу от редакторского состава: мол, когда интернет-проекты в провинции станут окупаемыми, тогда мы и пойдем в Интернет, то отчетливо понимаю: не придут, потому что это святое место уже будет кем-то занято. И чудес не будет: перспективная ниша не может быть длительное время свободной, да и окупаемость таких проектов не придет сразу. Но так это во всем цивилизованном бизнесе, где окупаемость проектов растягивается порой на годы, а некоторые так и остаются напрасной тратой времени, сил и денежных средств. Но, мне кажется, что в соответствии с принципом Парето, если два проекта из десяти «выстрелят», то доход окупит другие начинания, признанные жизнью бесперспективными.
Другая проблема заключается в том, что никакие семинары и тренинги не готовы в полном объеме решить вопрос перехода редакций на современные рельсы, если сама организация к этому не готова. Практически в каждый свой визит в ту или иную редакцию предлагаю коллективам один в раз неделю на часа полтора-два освободиться от насущных проблем и «поштурмить» над тем, до чего не доходят руки или не находится решение. Как это часто случается, верные решения из тупиковых ситуаций часто подсказывают как раз таки люди «не из профильного департамента».
Но так ли уж все готовы к инновационному пути? За протяжении двух лет наше Главное управление готовит для редакций продукт, именуемый «медиамониторингом». Один раз в 1-2 недели, накануне выходных, редакции по электронной почте получают увесистый продукт в двух форматах: *.doc (от 100 до 300 листов) и *.epub. В нем информация, имеющаяся в принципе в открытых источниках объединена и разбита на несколько глав: «Медиасреда», «Медиашкола», «Печатные СМИ», «Телевидение и радиовещание», «Новые медиа», «Издательство и полиграфия», «Пиарщикам», «Рекламистам», «Продвижение, интернет-продвижение», «Медиаменеджеру» и т.д. и т.п. Казалось бы, во всем кипящем море полезной и не очень информации для вас сделали подборку, бери и пользуйся, внедряй, бенчмаркинг еще никто не отменял. 
Как бы не так! В некоторых коллективах легкий провокационный вопрос «Что в последнем медиамониторинге заполнилось больше всего?» вызывает недоумение. И в глазах читается: «Медиамониторинг? Что это???».
Ларчик открывается проще простого. Некоторые редакторы, положа руку на сердце, не очень заинтересованы в том, чтобы в коллективе подрастала и обретала современные знания «молодая шпана, что сотрет нас с лица земли». Поэтому редакторы получили и спрятали файл… «под сукно».
Так что и с вопросе инноваций от человеческого фактора никуда не уйти. Правы японцы: «Сопротивление коллектива (а в данном случае – первого руководителя) переменам является самой главной проблемой на пути прогресса».

Об отмене налоговых льгот для СМИ

Вероятно, пока слишком рано говорить о том, произойдет или нет событие, в результате которого СМИ могут остаться без налоговых льгот уже с 2014 года. Напомню, что ранее предполагалось, что страховые взносы для средств массовой информации в 2012 году составят 27%, в 2013-м – 28%, в 2014-м – 30%. Приведу лишь в качестве примера, как отразилась отечественная налоговая реформа 2010-2011 (переход с ЕСН на систему страховых взносов) на городских и районных газетах Челябинской области. Как обычно – с цифрами.
21 газета из тридцати восьми (а это, на минуточку, 55,3 % от общего числа) была вынуждена в 2011 году снизить редакционный фонд оплаты труда. Причем, лишь у восьми редакций это снижение составило до 10 %, у остальных (чуть более 1/3 от опрошенных) ФОТ уменьшился на более весомые показатели. Антирекорд по падению – 18,9 % - произошел в редакции из города с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек. Есть пример, когда ФОТ у редакции городской газеты снизился на 35 %, однако произошло это прежде всего по субъективным причинам, в числе которых изменение налогового законодательства – лишь штрих.
Однако следует отметить, что и в этих сложных условиях нашлись редакции, которые уверенно «проглотили» изменение налогового законодательства и фактически последовавший за этим рост отчислений. У 10 редакций газет (26,3% от общего числа) ФОТ вырос более чем на 15 %.
Если признать корректным сравнение налоговых отчислений по ЕСН в 2010 году и страховым взносам в 2011-м, то этот показатель увеличился на 82,7% - с чуть более 15 млн. рублей до 27,5 млн. рублей. Разница – 12,5 млн. рублей, и это при том, что в 2010 году две из 38 редакций не пользовались «упрощенкой». Для сравнения: объем областных субсидий печатным СМИ в 2011 году в сегменте городских и районных газет не вырос по сравнению с 2010 годом (а по сравнению с 2008-м и вовсе уменьшился на 22 %) и составил чуть более 28 млн. рублей.
А теперь – самый любопытный нюанс. 50% редакций, вошедших в топ-10 не только не снизивших, но и увеличивших ФОТ, приходятся на города численностью населения до 50 тысяч человек. Вторая половина распределена между сельскими территориями: 40% - с численностью населения до 50 тыс. человек, 10 % - более 50 тыс. человек.
В отрицательном топ-10 распределение следующее: 40% приходится на города-стотысячники, по 20% - на города численностью населения от 50 до 100 тыс. человек; до 50 тыс. человек и сельские территории.
Отсюда вывод: изменение налогового законодательства ударило прежде всего по крупным городам, в то время как небольшие города и сельские территории, напротив, отреагировали так, как будто ничего не произошло.
Вот так-то…