среда, 28 сентября 2011 г.

Дмитрий Федечкин: Застоявшимся СМИ придется меняться, иначе их смоет новой волной

http://www.mega-u.ru///default.aspx?m_id=2&method=NewsFullText&newsId=22010&p_id=1756&c_id=1&templateName=Print#
Начальник Главного управления по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области Дмитрий Федечкин в интервью агентству «Мega-U.ru» делится своими мыслями о том, как сегодня должны выстраиваться взаимоотношения между СМИ и властью, а также о роли конвергенции в будущем развитии муниципальных изданий.
- Скоро три месяца, как Вы приступили к руководству управлением. Наверняка успели за это время получить представление о сильных и проблемных сторонах ведомства. Нужно ли ждать значительных перемен в его структуре?
- Я к этому вопросу отношусь философски и считаю, что структура должна формироваться под конкретных людей команды. На мой взгляд, каких-то глобальных перестроек управление не требует. Некоторые особенности организационной структуры, конечно, вызвали сомнения. Мы эти моменты подкорректируем, сделаем более понятными, удалим лишние звенья. Но в целом изменения структуры, которые будут осуществлены, можно будет признать минимальными.
Вы себя к какому типу руководителей относите?  
- Авторитарным руководителем я себя точно не могу назвать. Думаю, что время авторитарных руководителей в сфере СМИ кануло в лету. Мне интересно выстраивать диалог с подчиненными в более демократичной обстановке. Всегда интересно узнать мнение людей, непосредственных исполнителей конкретной задачи или проекта. В этом смысле мне очень импонируют подходы японского менеджмента, особенности которого я наблюдал, работая на АЗ «Урал». Японцы считают, что любой новый проект не должен насаждаться сверху, когда все решается в кабинете начальства и спускается директивами вниз. Часто сверху не видно каких-то деталей, нюансов и тонкостей, и без учета мнения тех, кто наблюдает ситуацию в непосредственной близости и будет в рамках нового проекта работать в качестве исполнителя, ты рискуешь принять неверное управленческое решение.
- Значит вам ближе демократический стиль взаимоотношений с подчиненными? 
- Да, тем более, что авторитарный стиль руководства, на мой взгляд, не способствует формированию креативной обстановки в коллективе. Мы же взаимодействуем с такой творческой категорией, как СМИ. Поэтому здесь демократический стиль работы абсолютно оправдан.
Но это не означает, что ни с кого не будет жесткого спроса или контроля. Давайте не путать демократический стиль работы с безответственностью.
- Вы в своем блоге периодически возвращаетесь к теме формирования единого информационного пространства. Можно говорить о том, что в нашей области такое единое поле имеется?
- В этой теме очень сложно давать какие-то оценки, поскольку нет каких-либо измеримых критериев. Но при этом я четко вижу ряд направлений и проблем, реализовав или решив которые можно сделать информационное поле Челябинской области более открытым и масштабным. В том числе это и вопрос обучения персонала.
Например, мы столкнулись с тем, что две трети пресс-секретарей глав территорий – это новые люди, причем зачастую не имеющие вообще никакого опыта работы в сфере пиара, журналистики или хотя бы рекламы. Мы собираем их и начинаем с азов, объясняем самые элементарные для опытного медиаменеджера вещи. Как минимум год уйдет на то, чтобы новички вникли в эту работу.  Зато впоследствии для информационного поля эти усилия вернуться сторицей.
- По-моему в некоторых муниципалитетах пресс-секретарей вообще нет?
- Да, примерно в одной трети территорий не только нет пресс-секретаря, но и руководители не очень хорошо понимают, зачем такая структурная единица нужна. Тем не менее, эту ситуацию нужно исправлять. Сегодня наличие пресс-секретаря в любой структуре – властной, коммерческой, промышленной и так далее, это уже не вопрос прихоти, а жизненная необходимость. Его наличие в штатном расписании должно быть так же естественно, как, например, заместителя по экономике или по персоналу. Пресс-секретарь - это человек, непосредственно влияющий на формирование информационной политики и имиджа территории. 
- Традицию фестивалей СМИ будете продолжать?
- Будем, с некоторым изменениями. Хочется добавить фестивалю эксклюзивности и повысить КПД. В нынешнем году мы сделали ставку на визуальный ряд, хотим воссоздать атмосферу демидовских времен. Это настроение в некотором роде навеяно телевизионным циклом Леонида Парфенова и Алексея Иванова «Хребет России», который посвящен уральским городам и лично у меня вызывает самые позитивные эмоции.
Ну и, конечно, мы сделали акцент на обучение и мастер-классы. Причем планируем приглашать практиков, которые могут поделиться востребованным в нынешних условиях опытом. Очень интересен сегодня опыт конвергентной редакции. Мы пригласили специалистов, которые могут об этом рассказать в подробностях.
- По-вашему процесс конвергенции сегодня актуален для муниципальных СМИ?
- На мой взгляд, реализация конвергентности редакции несет огромнейший плюс именно муниципальным СМИ. Во многих территориях уже есть высокоскоростной Интернет, но город или район никак не представлен в сети. К тому же на большинстве таких территорий нет собственного телевидение или FM-вещания, а проводное радио, если и присутствует, то вымирает. В таких населенных пунктах  нишу конвергентного СМИ может занять местная газета, создав свой сайт, на котором редакция может предлагать различные мультимедийные вещи. Я думаю, для большинства городских и районных СМИ - это выход из застоя.
- Что-то мешает редакциям начать эту работу?   
- Что греха таить, некоторые редакции сегодня объективно застряли в прошлом времени, живут былыми успехами. Возможно, потому, что у них на территории просто нет конкурентов. Но нужно понимать, что их читатели стареют, а возможности Интернета дают выход на очень большую, и в основном, молодую аудиторию. Тем более, что в этом деле не придется двигаться наощупь. Можно использовать опыт крупных федеральных или областных изданий, уже вставших на путь конвергенции и добившихся ощутимых результатов.
- Может быть, вопрос упирается в недостаток финансирования? 
- Опыт показывает, что создание самой элементарной конвергентной редакции не требует запредельных финансовых вливаний, и редакции могут себе позволить осуществить это из собственных средств. Здесь может быть достаточно бытовой цифровой видеокамеры и еще какой-то достаточно недорогой аппаратуры. Просто не нужно бояться перемен. Необходимо понимать, что структура медиапространства будет постоянно меняться. На сегодняшний день очевидно, что все движется в сторону Интернета. И здесь отставать нельзя.
Потому что, если кто-то реализует это до вас, то догонять и опережать будет сложнее, а, может быть, и вовсе невозможно. Отсутствие сайта у газет сегодня - это просто нонсенс. Причем сайт не должен быть просто виртуальной версией печатного издания. Он обязан предлагать эксклюзивные формы работы с информационными поводами. К тому же гораздо проще получать обратную связь с читателями через форумы на сайте издания.  
- Возможно, проблема в том, что некоторым людям тяжело перестроиться в силу возраста?
- Я бы не стал так ставить вопрос. Есть много опытных возрастных редакторов, которые следуют всем современным тенденциям, отлично ориентируются в информационном поле. Некоторым из них молодежь в подметки не годится. Так что, это, скорее, вопрос не возраста, а профессионализма и наличия определенного голода до свершений. Я считаю, что у редакторов нет иного выхода, как вставать на путь серьезных перемен. Это вопрос выживаемости тех СМИ, которые они возглавляют. Не будут меняться, успевать за современными тенденциями - придет новая волна, и их просто смоет.
- Вы готовы методически помогать изданиям?
- Конечно, мы сегодня анализируем проблемы, собираем информацию по самым узким вопросам. Считаю, что оказывать методическую помощь необходимо точечно. Будем собирать заинтересованных редакторов и специалистов по отдельно взятым вопросам, чтобы показать и рассказать, как можно сделать, совершенствовать те или иные процессы, увеличить доходы и т.п.
- Еще одна болезненная для журналистов тема – взаимоотношения с властью. Есть ли у нас сегодня примеры конструктивного взаимодействия?
- Есть такие примеры. На ряде территорий позиция главы после выборов предельно конкретная – выборы прошли, теперь будем работать на решение проблем округа, все старые обиды должны остаться в прошлом. Такие главы способны воспринимать конструктивную критику, прислушиваться к ней и, что самое главное, реагировать на нее. Но есть примеры, когда первые лица «заигрываются» на выборах и потом просто не могут остановиться. Тогда глава воспринимает СМИ как некий подручный орган, передаточный инструмент. По-моему, делать из газеты издание «имени Ивана Ивановича» просто нелепо. Такое издание никогда не будет актуальным, ведь  читатель даже минимальную фальшь чувствует очень остро. В конечном итоге, такой «Иван Иванович» сам и окажется в проигрыше. Поэтому я за конструктивный диалог между властью и СМИ.
- Вам приходилось выступать в качестве посредника в таких конфликтах?
- С этого началась наша работа в управлении. За прошедшие три месяца мне довелось побывать в нескольких территориях, где назревал конфликт. Один из типичных вариантов, когда новый глава после победы на выборах пытается уволить редактора и на его место поставить «своего» человека. Самое странное, когда это происходит там, где есть неплохие редакции со здоровой экономической ситуацией. Извините, но газета - это тоже бизнес, и эффективность такого бизнеса измеряется отнюдь не лояльностью к отдельно взятой фигуре. В этом случае стороны просто должны садиться за стол переговоров и решать проблему, и мы этот процесс зачастую инициируем. И здесь, кстати, еще одно поле деятельности для пресс-секретарей, которые не должны самоустраняться от решения конфликтных ситуаций или принимать позицию главы в абсолютном виде.
Могу отметить, что в подавляющем большинстве территорий мы эти болевые точки сняли, все получилось. В процессе переговоров выясняется, что выстроить разумный конструктивный диалог намного правильнее и результативнее, чем разжигать конфликт и взаимную неприязнь. 
- Вы житель богатого на озера Миасса, в том числе любимого всеми Тургояка. Поэтому не могу в нашем разговоре обойти насущную на данный момент тему. Разделяете ли Вы опасения земляков по поводу Тургояка в связи с инициативой властей выставить на аукцион земельные участки в курортной зоне?
- Я считаю, что в этих процессах давно нужно было навести четкий порядок, обеспечив прозрачность. На мой взгляд, те, кто сегодня будируют эту тему, выступают против, либо готовятся к выборам в областной парламент, поднимая свой рейтинг за счет дешевых трюков, либо сами заинтересованы, чтобы «вода оставалась мутной», либо просто-напросто чего-то недопонимают.
Как местный житель считаю, что самой большой опасностью для озера являются дикие пляжи и бесконтрольный отдых в неподготовленных местах. Люди живут в палатках на берегу реликтового озера. Кто они, как себя ведут, не причинят ли они вреда озеру своим поведением? Ведь за этими стоянками никто не следит, никто их не контролирует. А собственники участков, наоборот, заинтересованы в сохранении озера и побережья чистым, не для того они вкладывали сюда свои деньги. Поэтому я думаю, что опасения горожан напрасны.
- Может быть, люди боятся, что к озеру не останется свободного доступа?
- Для массового и бесплатного отдыха есть и, уверен, останутся муниципальные пляжи. Да и местная власть, полагаю, не будет дистанцироваться, а организует этот процесс, беря в расчет экологию и интересы жителей с невысоким уровнем дохода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий