пятница, 7 октября 2011 г.

Модель выживания


http://www.id-monograf.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20:modelv&catid=8:opytnie&Itemid=10

от Дмитрия Федечкина, начальника Главного управления по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области

Чему должен преклоняться медиа-менеджер? Кому хочется за рулем лежать, а не за десять - бежать? Нужны ли «планшетники» бабушкам из Уйского района? Все это и кое-что дополнительно прояснилось в разговоре с Дмитрием Федечкиным, ныне начальником Главного управления по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области.
А еще в недавнем прошлом Дмитрий Николаевич был директором газеты «Миасский рабочий», чуть ранее руководителем пресс-службы Автомобильного завода «УРАЛ», а начинал свою карьеру он в качестве корреспондента газеты «Уральский автомобиль».
- Дмитрий, за последние года два твоя карьера претерпела значительные изменения. В связи с этим у тебя есть какие-нибудь проблемы с самоопределением, кем ты себя ощущаешь: журналистом, PR-менеджером, чиновником?
- Я бы ответил на этот вопрос образно. Недаром наши предки говорили: хоть пирогом назови, только в печку не суй. Мне кажется, что в любой профессии важно быть, прежде всего, ПОЛЕЗНЫМ человеком. Вот, лично мне мир медиа всегда, с самого раннего детства, был жутко интересен, и я стараюсь быть в нем полезным. Хотя из трех предложенных тобой категорий первые две мне ближе. Чиновником себя не ощущаю, и надеюсь, что это не только «пока».

- И все же первые вопросы о тебе именно как о чиновнике. Когда ты только принимал дела, восприятие тебя, как руководителя такого идеологически важного направления работы, как управление по делам печати, у большинства экспертов было достаточно абстрактным. Но вот ты уже вжился в роль, и последовали первые заявления о модернизации работы управления, отставки в подведомственных тебе организациях... Это началась работа по подбору новой команды под себя или что-то иное?- Есть принципиальный момент - любой руководитель перестраивает деятельность вверенного ему подразделения под те задачи, которые перед ним ставятся. Одни осуществляют это малой кровью, другие - кардинальными перестановками. Лично для меня критериями оценки всегда были профессионализм, готовность быть лидером перемен, способность добиваться поставленной цели. От этого все кадровые решения и отталкиваются. Считаю, что если руководитель не способен в современных условиях добиться, как минимум, безубыточной работы своей структуры, то он должен уступить это место другому, невзирая на былые заслуги. Недаром в одном из своих постов в блоге я написал, что у медиа-менеджера должно быть два предмета преклонения: законодательство и калькулятор. К сожалению, история пестрит предметами, когда великолепные по задумке и реализации проекты умирали только лишь по причине неразумной финансовой политики.
Причем, хочу особо подчеркнуть, что это - не теоретические размышления. Когда пришел в «Миасский рабочий», как раз столкнулся с проблемой, когда старейшая газета, бренд города, оказалась на грани вымирания из-за того, что не было четкого акцента на финансовую устойчивость издания. Поверьте, это очень сложно: убеждать людей в том, что нужно перестраиваться, когда они по два-три месяца не получали заработную плату.

Работа с фото- К вопросу о переменах. Ты сейчас в управлении начинаешь потихоньку внедрять производственную систему, имеющую японские корни, знакомство с которой у тебя состоялось на автомобильном заводе. Вполне возможно, что через некоторое время ты начнешь ее пропагандировать и редакторам для внедрения в своих СМИ. Но насколько система, разработанная под промышленные предприятия, приемлема на госслужбе и в  издательском бизнесе?
- В издательском или газетном бизнесе - однозначно «да». Потому что производство очередного номера газеты или выпуска новостей на радио или телевидении - это тоже своеобразный «конвейер», который можно и нужно выстраивать на современных принципах. Потому что все издержки, простои и потери в этом процессе - это живые деньги, которые недополучают корреспонденты, операторы, верстальщики, монтажеры или фотографы. Или, допустим, эти средства можно было бы пускать на развитие того или иного СМИ.
Что касается государственной службы, то здесь, наверное, чуть больше формальных ограничений, однако внедрение современных управленческих технологий (будь то японские или европейские), на мой взгляд, позволяет решить самые злободневные вопросы в общении с населением.
Приведу пример. В один из первых дней работы в новом качестве расписываю документы, ставлю срок решить вопрос в течение пяти дней. Вопрос, на мой взгляд, плёвый. Однако исполнитель приходит с жалобой: мол, по закону такое обращение мы рассматриваем в срок до 30 дней. Спрашиваю: «Пять дней - это ДО тридцати или ПОСЛЕ». Отвечают: «До». «Ну, тогда идите и исполняйте. Еще раз такой вопрос зададите, сокращу сроки до четырех дней». Я не вижу смысла «мариновать» вопросы, откладывая их на крайний срок, тем более, если речь идет об обращениях граждан.

- Кстати, ты сегодня, я думаю, уже неплохо изучил состояние дел в «печатном цехе» Челябинской области. Поэтому вопрос: видишь ли какие-нибудь системные сбои в работе этого «конвейера», которые могут в конечном итоге перерасти в системный кризис (или уже переросли)? Или же в «Багдаде все спокойно» и достаточно немного подправить и углубить?
- Системный сбой - в головах. К сожалению, в «печатном цехе» до сих пор, несмотря на то, что страна уже 20 лет живет по рыночным законам, присутствуют потребительские настроения: «дай, дай, дай». Я понимаю, когда речь идет об изданиях ориентированных на, заведомо не окупаемые направления жизнедеятельности. Или тех, где объективно сложная экономическая ситуация в районе, в которых они выходят. Однако существую примеры, когда у газет деньги находятся буквально под ногами, а им «лучше за руль лежать, чем за десять бежать». Пока такая психология «прокатывает», однако, считаю, этот подход забирает у изданий самое важное - будущее. Однако можно обойтись без революций. Для этого каждый руководитель в конце своего рабочего дня должен задавать себе вопрос: а что сегодня я сделал для развития, для будущего своего СМИ.

- И все-таки, какой тебе чаще приходиться слышать вопрос, когда общаешься с южноуральскими редакторами: «Дмитрий Николаевич, помогите нашему изданию деньгами?» или же «Дмитрий Николаевич, помогите сделать профессиональный рывок нашей редакции?»
- Объективности ради - первый. Однако хочу отметить, что наметилась тенденция, когда со вторым вопросом (а иногда в сочетании с первым) обращаются все чаще и чаще. Моя команда - конечно, не мессия, но заинтересованным в переменах изданиям мы помогаем настолько, насколько хватает сил и времени.

- К слову, об убыточных изданиях, имеется в виду те, в которых присутствует доля муниципальной или региональной собственности . Может быть их просто закрыть, или это идеологически не верное решение? А может этот вопрос уже не актуален, и тема, поднятая президентом Медведевым, что у власти не должно быть в собственности СМИ, приведет к тому, что каждое из изданий будет предоставлено самому себе?
- По теме денационализации СМИ я прочитал десятки статей, написанных авторитетными в мире медиа людьми. И спектр мнений порой - диаметрально противоположный. Могу сказать абсолютно четко: уже сегодня реально вычленить сегмент средств массовой информации с областной или муниципальной долей, которые от денационализации не пострадают, потому что у этих изданий есть устойчивая экономическая модель выживания.
Но давайте будем честными - не везде ситуация до этого дозрела. Противники этого тезиса могут отправиться, например, в Уйский район и там рассказывать про Интернет или «планшетники» бабушкам, вернувшимся из «стаек» и отдыхающих на лавочках. Ну, расскажите, на вас посмотрят, как на инопланетянина. Кому от этого хорошо-то станет?
Доходная часть любого СМИ - это производная от состояния коммерческого рынка на данной территории. Мы можем сколько угодно фантазировать на эту тему, но если этого рынка нет или он слабо развит, то без помощи извне таким газетам прямой путь к банкротству. Но именно на подобных территориях местная газета - это единственный информационный источник. Поэтому зачастую у этих СМИ самый высокий относительный показатель популярности - от 14 до 17% от численности населения.
Уверен, что люди, которые будут принимать соответствующие решения и, возможно, даже инициировать изменения в законодательстве в федеральном центре, все это прекрасно понимают и к реализации данного послания подойдут взвешенно. Мы же, в свою очередь, на местном уровне, обеспечим выполнение поставленной задачи в полном объеме и точно в срок.

- Для примера мог бы назвать пару-другую местных СМИ, которые на сегодня уже имеют экономическую прививку от забвения?
- «Глагол» в Миассе выживет без проблем, потому что и сейчас живет благополучно, не имея в числе собственников представителей областной и местной власти. Отмечу также троицкую газету «Вперед», «Кыштымский рабочий», «Усть-Катавскую неделю», «Карталинскую новь», «Знамя Октября» в Пласте.  В том же родном Миассе есть телекомпания «Экран-ТВ», которая разрослась до медиа-холдинга: является сетевым партнером двух телеканалов и двух радиостанций, выпускает глянцевый журнал, реализует концепцию городского Интернет-портала. А ведь когда-то это все начиналось с небольшой студии, осуществлявшей «врезки» в кабельную сеть . Заранее прошу прощения у тех, кого в спешке забыл.

Кыштымский рабочий- У печатных СМИ по большому счету всего два открытых источника доходов (я не говорю о тех доходах, которые может привнести внедрение современной производственной системы): это реклама и продажа газет. В связи с этим вопросы: Как совместить задачу по информированию населения при удержании «социальной» цены и зарабатыванию денег с продажи? И какие есть рецепты выживания платной газеты в небольшом городке, где активно развиваются их бесплатные конкуренты?
- А это и есть задача № 1 для руководителя СМИ - искать этот баланс между содержанием, заработком, ценой и прочими материями. Здесь заведомо готовых решений нет и быть не может, поскольку слишком много различных факторов, в том числе и географических, влияют на это. Универсальный же рецепт один - искать баланс. Постоянно, ежедневно анализировать и искать. Только «заснешь» на минутку - тебя тут же «съедят». В том числе и упомянутые бесплатные газеты. Хотя, что касается конкуренции с их стороны, то мне кажется, что перечисленные в предыдущем вопросе издания успешно ее решают.
А вообще всем советую как можно меньше «заморачиваться» над формами того или иного СМИ. Сегодня ключевые киты средства массовой информации это: 1) создание контента 2) продвижение контента 3) обеспечение финансовой устойчивости. А уж в какой форме донести собственный продукт до читателя (зрителя) - дело непринципиальное.

- Перейдем к личности. Ты сам сегодня (если отбросить рабочие задачи) «бумажный» или уже «электронный» читатель?
- Универсальный. Оперативные новости получаю, в основном, из Интернет-источников. Однако «глубину» по-прежнему ищу в газетах, журналах и книгах.

- Сегодня становится модным переиздание ретро книг, журналов. Существует ли что-нибудь среди старых изданий, что бы ты сегодня захотел подержать в руках именно в том виде, в которым они вышли в свет изначально?
- У меня особая тяга к ретро, поэтому абсолютно в каждой редакции, где удается побывать, стараюсь глянуть какую-нибудь «древнюю» подшивку. Так, например, было на днях в Аргаяше, в газете «Восход», которая в августе этого года отметит юбилей. Но вот что бы так персонально...

- Персонально, к примеру, первый номер 150-летнего «Вокруг света» тебя бы покорил? Кстати, как ты думаешь почему на Южном Урале до сих пор нет своего издания о путешествиях? Оно нам не нужно, или нет экономической целесообразности его появления?
- У меня это даже не желание, а патологическая тяга. Видимо, с детства. Вечно родители выкорчевывали меня в саду с чердака, где я читал старые газеты и журналы. Покорил бы этот номер меня, даже не вопрос. Кстати, «Вокруг света», наряду с «Известями» и «Советским спортом», на этом чердаке были.
Я думаю, что издания о путешествиях, о которых ты спрашиваешь, не появилось до сих пор лишь из-за ложной скромности южноуральцев. Многие считают, что не так уж и много у нас в области замечательных мест. Как человек, накрутивший по области за последнее время приличное количество километров, отвечу: это неправда. У каждой территории есть свои «изюминки». Просто глаз «замылился». Надо просто эти изюминки поднять, отряхнуть, придать им Божеский вид. Так что думаю, что появление издания о путешествиях на Южном Урале - не за горами.

- И под конец задам совершенно дурацкий вопрос. Попади ты на необитаемый остров, чтобы ты с собой взял и почему в условиях ограниченного выбора: журнал «Приусадебное хозяйство», атлас российских дорог или первый номер газеты, где была напечатана твоя первая статья?
- Атлас был бы там совершенно бесполезен, первичными навыками садоводства в принципе владею, да и одним журналом дело не поправишь если что. Так что эгоистично заберу газету с первой статьей. Тем более она была очень веселой и благодаря наборщику содержала ошибки, которые забавляют меня до сих пор.
Беседовал Андрей Трушников

Комментариев нет:

Отправить комментарий