понедельник, 10 октября 2011 г.

Пешком по медиа в болотных сапогах


Дмитрий Федечкин уверен, что информационную политику региона нужно творить в «полях»

Дмитрий Федечкин — личность априори медийная. Должность обязывает. Коллеги отмечают, что зашедши чуть более года назад на острие информационной политики Челябинской области, он сумел растормошить многие процессы.
Далеко не всем такая активность Дмитрия Николаевича по нутру. Спящий режим отдельных направлений нашей внутренней информационной политики ряд людей устраивал. Рассуждали так: «Мол, идут бюджетные деньги и идут себе, а то, что выпускаемый информационный продукт будь то родом из 70-х годов и по качеству, и по подходам, кому до этого есть дело». Федечкин буквально сразу заявил, что дело у новой губернаторской команды до этого есть.

Рот скотчем не заклеивал

— Дмитрий Николаевич, Управление по делам печати многим кажется пережитком из советского прошлого. Зачем управлять тем, что по закону является свободным? Или закон законом, а жизнь жизнью?
— Вот так сразу обороняться предлагаете, оправдывать свое существование? Я же, в свою очередь, отмечу, что все эти намеки на «пережиток прошлого» — или от лукавого, или от недостатка информации. Возможно, кому-то удобней и выгодней представлять, что Главное управление по делам печати и массовых коммуникаций — это некий дряхлеющий динозавр родом из отдела агитации и пропаганды КПСС.
Контраргумент на это один: наша подведомственная сфера — это более пятидесяти подведомственных предприятий и организаций на территории Челябинской области. Поэтому те задачи, которые решает сегодня управление, они больше технические и управленческие, нежели идеологические. И уж точно не направленные на ограничение свободы слова. В должности нахожусь чуть больше года и сильно сомневаюсь, что кто-то из журналистской среды сегодня по объективным причинам может сказать: дескать, мне Федечкин заклеил рот скотчем.
— А вообще иногда хочется применить скотч, ведь ситуации разные бывают и не всегда журналисты в них «удобные» партнеры?
— Пресса и все, что с ней связано — такая сфера деятельности, где авторитарные решения если и работают, то менее эффективно, чем выстраивание лояльных взаимоотношений. Считаю, что всегда намного проще договориться, найти точки соприкосновения, услышать и быть услышанным, как бы пафосно это ни звучало. При этом отдаю себе отчет, что все мы — люди, а людям иногда свойственно и не находить общий язык.

Имидж с драными коленками

— Одно из направлений работы управления — это организация фестивалей СМИ. Не будем рассуждать, зачем и для чего они делаются. Лучше поговорить о том, как определяется территория, где они будут проходить? И выгодно ли самой территории быть хозяином подобного мероприятия?
— Приступив к организации прошлогоднего, XII фестиваля СМИ, мы пришли к выводу: он крайне редко меняет место дислокации, а Челябинском и Магнитогорском люди пресытились. И, посовещавшись с вице-губернатором Вадимом Евдокимовым, мы устремили свои взоры на территории куда более скромные по численности населения, но оттого не менее богатые в ментальном плане. Так появились Кыштым и «Дальняя Дача», Миасс и Тургояк… Скажу, что за право проводить следующий фестиваль уже вступили в нешуточную борьбу сразу две территории.
Выгодно ли быть принимающей стороной фестиваля? Уверен, выгодно, причем не только для формирования имиджа территории, но и для его корректировки. Так, например, в прямой причинно-следственной связи с фестивалем находится визит на территорию Челябинской области съемочной группы телеканала «Russia Today», который в итоге расскажет о Южном Урале на те сорок стран, где у них есть собственное вещание. Через месяц приедет команда «Моей планеты» снимать фильм для каналов «Россия-1» и «Россия-24». Хочу отметить, что наши жители являются заложниками ложной скромности.
Поверьте, у нас на каждой территории есть что показать и что посмотреть. Просто это «есть» надо сначала поднять из пыли, отряхнуть, привести в божеский вид. Вы все видите, сколько сил губернатор Челябинской области Михаил Юревич тратит на улучшения инвестиционного микроклимата региона. И я уверен, что решить эту задачу без повышения привлекательности территорий будет на порядок сложнее.
— Кстати, относительно имиджа территорий. Достаточно ли уделяют внимания этому вопросу их главы?
— Отвечу вопросами на вопрос. А на многих ли территориях существует системный подход в этом вопросе? Много ли долгосрочных стратегических программ по формированию имиджа городов и районов вы насчитаете? Поверьте, вам хватит пальцев одной руки.
Это не плюс и не минус, это данность. Наверное, тоже будет неправильно, если все главы сломя голову сегодня бросятся в формирование имиджа, забыв про текущие заботы, коммунальную или энергетическую составляющие. С «драными коленками», без инфраструктуры и коммуникаций, здесь успеха не добиться. Но готовить предпосылки для будущих успехов можно и нужно уже сегодня.

Сугубо индивидуально

— Не секрет, что некоторые главы превратили местные СМИ в рупор о себе любимых. Как вы боретесь с подобным культом личности?
— Для меня отношение главы к прессе, тем более прессе местной и так или иначе зависимой, является лучшим отражением его деловых и профессиональных качеств. Не скрою, далеко не всегда на территориях главы и редакторы находят общий язык.
И тут нет универсального рецепта решения проблемы. Как каждая территория Челябинской области уникальна по-своему, так и действия на них сугубо индивидуальны. Говоря утрированно, те механизмы, которые работают в Долгодеревенском, могут оказаться совершенно бесполезны в Миасском, хотя на первый взгляд у этих территорий куда больше общего, чем различного.
Почему и когда такие конфликты происходят… Очень часто именно тогда, когда глава хочет видеть себя только в радужном цвете, в каждый номер, на первой, второй и желательно еще какой-нибудь полосе сразу. Критика и проблемные материалы не воспринимаются вообще. Хотя, по моему мнению, газета без проблематики — это газета без аудитории.
Подчеркну, что и главные редакторы тоже, случается, являются источниками таких конфликтов. Критиканство вместо критики, досужие домыслы вместо комментариев специалистов, искажение фактуры — все эти явления, к сожалению, иногда местной прессе тоже присущи. Поэтому ситуация не такая однобокая, как может показаться на первый взгляд.
— Есть мнение, что финансировать СМИ из бюджета контрпродуктивно. Зачем вообще иметь дотационные газеты, телеканалы? Может быть, если они не могут укрепиться сами на рынке, и не нужно их тащить в рай на бюджетных плечах?
— Если у нас в Челябинске 15 FM-радиостанций, пачка бесплатных и подписных печатных изданий, кабельное телевидение на сотню каналов и высокоскоростной беспроводной Интернет, то это вовсе не означает, что все жители области располагают аналогичными ресурсами. Надо просто перестать мерить территории челябинским «ковшом», а чаще надевать «болотные сапоги» — и в «поля», в «поля»!
А в «полях-то» ждет вас не самая радужная картина. У меня есть подозрение, что iPad раньше выйдет из технологической моды, нежели туда придет массовый широкополосный Интернет. В Челябинской области есть районы, практически не охваченные телевидением и радиовещанием, где Интернет работает по технологии «diap-up». И единственным источником информации на безальтернативной основе там является городская или районная газета. Именно поэтому охват населения некоторыми печатными изданиями в Челябинской области составляет 17-21 %. Это очень серьезный показатель, о котором в крупных городах можно только мечтать.
Не устаю подчеркивать, что управление СМИ должно осуществляться по всем бизнес-канонам. Однако есть и другая сторона медали. Все источники дохода газеты очевидны, но они являются производной общего состояния дел в том или ином районе, напрямую зависят от развитости коммерческого рынка и доходов населения. Мы можем сколько угодно фантазировать на эту тему, но есть объективная реальность. А только за последний год зафиксирован рост стоимости типографских услуг и материалов, страховых взносов, ТЭР. Если область уйдет от частичного (еще раз подчеркну — частичного!) субсидирования городских и районных изданий, то у некоторых из них останется только один путь — к закрытию. Поэтому сегодня государственная поддержка городских и районных СМИ — это жизненная необходимость.
Но, полагаю, так будет не всегда. Поэтому сегодня нашим управлением ведется системная работа с редакторами областных средств массовой информации по освоению новых технологий, способных не отставать от челябинских коллег и повышать доходную часть издания, уменьшая расходную. Другими словами, занимаемся «предпродажной подготовкой»…

Беседовал Андрей Трушников
http://www.up74.ru/imod/xc_print_page/?node_id=32845

Комментариев нет:

Отправить комментарий