четверг, 13 октября 2011 г.

Нельзя надеяться на волшебников

Гость редакции Светлана ГЕРАСИМОВА
Фото: Дмитрий Рухмалев  Дмитрий ФЕДЕЧКИН, начальник Главного управления по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области.

Сегодня Дмитрий – гость нашей редакции.

— Дмитрий Николаевич, какие цели стоят сегодня перед управлением?

— Если говорить глобально, то цель одна – доведение до жителей Челябинской области решений, которые принимаются губернатором области и его командой.

— Как, на ваш взгляд, повлиял кризис на состояние дел в СМИ нашей области? Каким образом Главное управление планирует помогать СМИ решить возникшие в связи с этим проблемы?

— Конечно, кризис ударил абсолютно по всем масс-медиа серьёзно, кто-то пострадал в большей степени, кто-то – в меньшей. Могу сказать, что на тех территориях, где редакторы были готовы к реализации собственных антикризисных программ, достаточно достойно происходит выход из кризисного состояния. Там же, где недооценили всей серьезности проблем, сложное положение дел.

Есть как положительные, так и печальные примеры – это повод, наверное, задуматься всем: и Главному управлению, и системе образования. На мой взгляд, самой большой проблемой сейчас является уровень управления СМИ, так называемый медиаменеджмент. Этому пока нигде не обучают. У нас часто редакторы становятся хорошими идеологами, специалистами, которые могут найти интересную тему. Сегодня любое СМИ – это бизнес, который платит налоги, заработную плату, и здесь не каждому редактору удаётся стать хорошим бизнесменом. К сожалению, есть примеры, когда издание с очень приличным контентом просто не знает, что делать в сложившихся условиях.

Роль Главного управления состоит в том, чтобы, как это ни банально звучит, «не давать рыбу, а дать удочку». Мы пытаемся создать условия для развития редакций. Сегодня есть потенциал для развития во всех редакциях. Как развиваться, как пополнить доходную часть, какие новые технологии использовать – это должна решать сама газета. Есть ещё в информационном пространстве области незанятые ниши, кроме Челябинска и Магнитогорска. Есть территории, где ситуация ещё не созрела — нет Интернета, депрессивные экономические показатели в целом. Работающим в таких условиях СМИ мы помогаем, но опять же в первую очередь методически.

У нас в управлении работают замечательные специалисты, среди них Наталья Сорока, которая на протяжении нескольких лет возглавляла областную Ассоциацию городских и районных газет, сама руководила газетой, которая стала брэндом не только районного, но и областного масштаба. Когда анализируешь ситуацию других успешных газет, которые есть в Челябинской области, понимаешь, что даже только за счёт аккумуляции опыта своих коллег и адаптации его у себя можно добиться очень хорошего результата. Мне, хотя и непродолжительный срок, удалось руководить городской газетой. Принял её с колоссальными долгами, но благодаря реализованной программе удалось выйти в точку безубыточности, а затем уже стали получать прибыль. Но надеяться, что всё само собой разрешится или придёт волшебник и всё сделает, нельзя. Никто, кроме самих редакторов, проблем редакции не решит. Редактор должен быть очень активным человеком, следить за всеми новинками в стране, в мире не только в информационном, но и бизнес-пространстве.

— В погоне за экономическим благополучием СМИ сегодня стали в первую очередь ориентированы на принцип – «кто платит, тот и музыку заказывает». А как быть с настоящей журналистикой?

— Согласен, что такая тенденция наблюдается. Недавно была конференция в ЮУрГУ, и уважаемый профессор привел такую цифру, что 90 % контента — это реклама. Это не совсем корректно. Журналисты живы, только они зачастую уходят в другие формы. Сегодня есть масса возможностей, где журналисты могли бы проявить себя. Это и авторские рубрики, и блоги в Интернете. Было бы желание выражать свою позицию.

— С наступлением Интернета некоторые специалисты высказывают сомнения по поводу будущего печатных СМИ. Ваша точка зрения?

— Интернет сегодня развивается семимильными шагами. И эта угроза актуальна, прежде всего, для крупных городов. Я отношу себя к продвинутому пользователю Интернета, но читать печатные СМИ мне гораздо удобнее. Есть масса преимуществ печатных изданий, которые Интернет не сможет заменить. Я бы пока пластиночку с похоронным маршем печатных СМИ запрятал на дальнюю, дальнюю полочку.

— Дмитрий Николаевич, давайте вернемся к проблеме управления СМИ. Вы поклонник восточной системы «5S», которая родилась в японском концерне TOYOTA. Применима ли эта система для СМИ?

— Вопрос применения принципов бережливого производства для СМИ уже решён. Я видел результаты этой деятельности. Принципы работы этой системы универсальны, они помогут упорядочить работу любого офиса или производства. Любую творческую структуру можно выстроить, в СМИ тоже существует технологический процесс. В соответствии с этой системой можно посмотреть — где есть потери, простои. Система приводит к очень интересным результатам, может, скажу тривиальную вещь — но тех результатов, которых печатные СМИ добивались несколько лет назад, можно добиться гораздо меньшей численностью. Во многих частных СМИ контент делают три-четыре человека, а у нас редакции по двадцать человек. Технологии реально здоровские, работают замечательно. Я пока в управлении ещё не внедрил эту систему. Но я считаю, что это технологии, которые определяют правила игры и относятся к категории технологий здравого смысла.

— На ваш взгляд, какие качества руководителя способствуют эффективному управлению?

— На первый план я бы поставил способность анализировать ситуацию, умение собрать информацию, связанную с ней, и грамотно отреагировать на это. А в антикризисном управлении я бы выделил умение чётко ставить задачи и достигать их.

— У вас достаточно напряжённый график работы. Чем заняты вне её?

— Практически все выходные провожу в Миассе, с семьей. Раньше играл в футбол. Сейчас, несмотря на критику жены, беру работу домой. Иногда именно дома приходят интересные идеи. Читаю литературу, связанную с расширением профессионального кругозора, для меня это тоже способ отдохнуть.

— А кем хотели бы, чтобы был ваш сын?

— Ему три года, и я пока не задумывался о его будущем. Но мне важно, чтобы он состоялся как личность. Хотел бы, чтобы он был хорошим человеком. С точки зрения профессии, может, он станет футболистом или по стопам отца – журналистом. Я не вижу необходимости традиций в этом вопросе. Моя задача как родителя – создать сыну условия для свободного выбора правильного пути в жизни.

http://www.prcapital.ru/index.php/journal/rubriki/businesspeople/158-2010-11-20-12-48-02

Комментариев нет:

Отправить комментарий