среда, 27 марта 2013 г.

Проигранная битва за формат

Яблоко, газета и планшет

Форматная гигантомания в сфере печатных медиа будет сходить на «нет». Вернее, мне так кажется. Еще несколько лет назад А2 являлся в некотором роде свидетельством престижности периодического издания, дополнительно подчеркивал его статус. Однако сегодня, по моим наблюдениям, практичность все чаще и чаще берет верх над престижностью.
А если разумно подойти да трезво поразмыслить… Ведь А2 - это же реально неудобно! В метро или троллейбусе не развернешь, да и в домашних условиях сидеть с руками, разведенными по ширине плеч тоже не «айс». Мои любимые «Ведомости» вот отказались от А2 в пользу А3 – и что, разве стало хуже? В данном конкретном случае от перестановки мест слагаемых сумма точно не изменилась. Вернее, это мое оценочное суждение.Планшетная революция, произошедшая за последние несколько лет, хоть и не стала на сегодняшний день  в нашей стране всеобъемлющей (например, до городов и районов Свердловской области она еще не докатилась – впрочем, как и сами современные технологии доступа в Интернет типа широкополоски или 3G), но задала принципиально новый формат: компактный, биологически и эргономически закономерный. Вернее, именно в этом я нахожу объяснение происходящим событиям. Вот он, этот формат – 10 дюймов. Меньше – можно (например, 7 дюймов), больше – нельзя (если мы говорим о планшетах массового спроса, а не каких-либо промышленных разработках). 
Что есть 10 дюймов? Фактически – лист А4 формата. Вот и очередной зарубежный эксперт, Коос Стаал, вчера заставил мысленно вернуться к этому же образному сравнению. Газеты, как законодатели медиамоды, данную конкретную битву за размер планшетникам проиграли. Вернее сказать - на данном жизненном этапе. Но проиграли…
Из любого поражения правильные печатные СМИ должны извлекать уроки. Сегодня, в условиях форматной микронезии, очень важно перестроится на марше и пойти вслед за желаниями потребителя. Ведь, если разобраться, грамотно и креативно верстать формат А4, пожалуй, даже посложней, чем А2. Вернее – все это очень даже спорно, но право на жизнь такое мнение имеет. Но зато задача перехода от А2 к А3 (и А3 – к А4, и даже А2 к А4) открывает широчайшие перспективы по развернутому использованию газетных моделей с «воздухом», инфографикой и другими визуальными «фишками». 
Как быть с текстами? С текстами все сложней. К сожалению, в условиях глобализации свободного времени у людей все меньше и меньше, а на чтение его вообще практически не остается. Вернее, остается, но на него еще очень много претендентов в лице тех же компьютерных игр или не обремененных большим смыслом интернет-серфинга или переключения многочисленных телеканалов. В отношении газетных текстов можно оставить все, как есть, твердо и осмысленно отстаивая нерушимость классических канонов. Но здесь, по моему усмотрению, куда более действенной будет давно озвучиваемая мной формула «60/30/10». 60% текстов – малые формы (от твиттер-формата до новости не более трех абзацев), 30% - материалы объемом не более 120 строк по старому газетному объемоисчислению (расширенные информации, развернутые новости, колонки и т.д.), а 10% - крупные тексты (аналитика, интервью, публицистика). Именно формула «60/30/10», на мой взгляд, является наиболее перспективной для той категории печатных СМИ, которые ориентируются на перспективную и взрослеющую целевую аудиторию, которую принято называть «поколением с клиповым сознанием».

Комментариев нет:

Отправить комментарий